Возврат уплаченного НДС при ввозе товаров в Россию

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле связывают возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении товаров, помещаемых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, с моментом регистрации таможенным органом декларации на товары (ДТ).

Расчет налоговой базы для применения ставки НДС (0, 10 или 18 процентов) в отношение ввозимых на территорию России товаров осуществляется путем сложения таможенной стоимости импортных товаров, таможенной пошлины, подлежащей уплате, и акциза (по подакцизным товарам). В общем порядке операции по ввозу иностранных товаров подлежат налогообложению НДС по ставке 18 процентов.

Импорт товаров, в отношении которых установлен преференциальный режим налогообложения, позволяет участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сохранить в обороте значительные денежные средства.

Если при декларировании товаров таможенному органу возник спор о подлежащей применению ставке НДС, то декларант или его представитель фактически вынуждены произвести оплату НДС по той ставке и в том размере, которые укажет таможенный орган, поскольку недоплата таможенных платежей является основанием для отказа в выпуске товаров в свободное обращение (статья 201 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Отстаивать неправомерно взысканные или вынужденно уплаченные излишне суммы налога добросовестным предпринимателям приходится в зале судебного заседания. Вместе с тем, в поисках правды, возможно, не стоит тут же затевать тяжбу в стенах дворца правосудия. Альтернативной и действенной мерой в данном случае является обращение с жалобой в ведомственном порядке в вышестоящий таможенный орган.

Преимущества обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц в вышестоящие таможенные органы в сравнении с обжалованием в судебные органы заключаются в следующем:

  • отсутствуют судебные расходы;
  • имеется возможность непредставления документов и сведений, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, при наличии их в таможенном органе;
  • экономия личного времени (не предусмотрено личное участие заявителя в рассмотрении жалобы);
  • не исключается возможность одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в судебные органы;
  • наличие преимуществ упрощенного порядка обжалования (в определенных случаях имеется возможность обращения с устной жалобой, которая рассматривается безотлагательно и решение принимается по ней незамедлительно).

Однако есть и недостатки административного порядка обжалования неправомерного отказа в возврате НДС. Вышестоящий таможенный орган, являясь проводником фискальной политики государства, не меньше подчиненного таможенного органа заинтересован в пополнении бюджета и также связан контрольными показателями эффективности деятельности. Собираемость таможенных платежей, устанавливаемая в соответствии с планом на год вперед, – главная цель таможенной службы. И поэтому досудебное урегулирование спора с таможней о возврате (зачете) НДС возможно лишь в случае явного и вопиющего нарушения законодательства нижестоящим таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого проверяются в ведомственном порядке.

Целесообразность применения тех или иных (установленных законом) рычагов воздействия на таможенные органы может быть оценена в каждом случае индивидуально. Адвокаты коллегии «Коган и партнеры», успешно представляющие интересы участников ВЭД в судебных и арбитражных спорах с таможенными органами, имеющие высокую квалификацию в сфере таможенного дела и смежных отраслей права, готовы восстановить Ваши нарушенные права, каким бы безысходным ни казалось Ваше положение на первый взгляд.

Доверьте Вашу защиту профессионалам коллегии адвокатов "Коган и партнеры".